Положена ли квартира детям – инвалидом?
Да. Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Возможно ли получение жилой площади детям-инвалидам в не очереди?
Ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
• гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
• детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Таким образом, данный перечень не включает в себя инвалидов, поэтому им жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке общей очередности. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378:
ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ: 1. Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза 2. Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями 3. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями 4. Эпилепсия с частыми припадками 5. Гангрена конечностей 6. Гангрена и некроз легкого 7. Абсцесс легкого 8. Пиодермия гангренозная 9. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым 10. Кишечный свищ 11. Уретральный свищ
Предоставляются ли детям – инвалидам льготные билеты в общественный транспорт? Могут ли приобрести льготный билет сопровождающие лица?
Детям – инвалидам и сопровождающим лицам предусмотрены льготные проезды. Разрешение на льготные проездные билеты выдают органы социальной защиты населения. На билете указывают: ФИО ребёнка-инвалида, серия и номер справки МСЭ, с пометкой «для сопровождающего» (в ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г, ст. 30 этого нормативного акта содержалась информация о льготных транспортных послаблений. Но в 2005 году статья утратила сила и дала гражданам выбирать пользоваться данной льготой или получить денежную компенсацию. На данный момент эта категория льготы регулируются на региональном уровне –они прописаны в Постановлениях Правительства и законодательных актах конкретного муниципалитета РФ
Возможно ли льготное поступление ребенка-инвалида в среднее или высшее учебное заведение?
Статья 71 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» детям-инвалидам дает ряд преимуществ:
-право на прием без вступительных испытаний;
-право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты;
- преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;
- прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
Чем отличается ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ?
Ребенок с ОВЗ - это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у которого временное или постоянное отклонение в физическом или психологическом развитии. Ребенок – инвалид- это лицо, не достигшее 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированного последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, которые привели к ограничению жизнедеятельности (ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181, ст. 1)
Могут ли родители навещать ребенка в социально -ребилитационном Центре?
Согласно Постановления правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несовершеннолетних, находящихся в Центре, могут посещать родители или законные представители без ограничения количества свиданий и посещений. Посещение воспитанников не должно нарушать их режим дня, правила внутреннего распорядка и противоречить интересам ребёнка.
В каком возрасте ребенок сам может обратиться в реабилитационный центр?
СогласноФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний имеет право обратиться за помощью в реабилитационный центр социального обслуживания в стационарной форме по достижению им 10 летнего возраста, написав личное заявление.
В каких случаях несовершеннолетнему будет отказано в помещении?
В учреждение не могут быть приняты несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания согласноФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Соблюдается ли конфиденциальность информации при получении социальных услуг?
Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
С согласия получателей социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст.6 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442 от 28.12.2013 года).
Что включают в себя срочные социальные услуги?
Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Кому социальные услуги предоставляются бесплатно?
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации
Как долго могут находиться несовершеннолетние в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?
Несовершеннолетние обслуживаются в учреждениях в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи (или) их социальной реабилитации и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Зачем приемной семье нужен куратор (специалист отделения сопровождения замещающих семей)?
В настоящее время в России развиваются различные формы семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на значительный положительный эффект замещающей семейной заботы как для ребенка, так и для приемной семьи, процесс их взаимной адаптации является достаточно длительным и сложным.
Гораздо динамичнее он проходит при должном сопровождении со стороны специалистов. Как показала практика, регулярное взаимодействие и ребенка, и родителей со специалистами, получение ими необходимой профессиональной поддержки значительно увеличивает шанс стать настоящей сплоченной семьей. И наоборот, отсутствие дальнейшего сопровождения повышает риск не состояться как семья. Несмотря на то, что многие приемные родители имеют опыт воспитания собственных детей, появление приемного ребенка требует от них не просто вспомнить и применить весь свой накопленный педагогический потенциал и знания, но быть готовыми и к тому, что придется справляться еще и с травматичным опытом жизни ребенка.
Зачем нужна школа приемных родителей?
Специалисты заметили, что у тех приемных семей, которые прошли обучение, гораздо меньше возвратов: они реже отказываются от детей. Люди обдумывают и примеряют на себя жизнь с приемным ребенком «на берегу», еще до знакомства с сиротой. Они не витают в облаках, а твердо понимают, что воспитание ребенка-сироты — это особый труд и он отличается от воспитания кровного ребенка.
Обязательными ШПР стали именно с этой целью — служить профилактикой возвратов.
Исключения в законе сделали тогда только для кровных родственников ребенка, бабушек, дедушек и т. д. (и совершенно напрасно — большинство возвратов в детские дома происходит как раз из-под кровной опеки) и тех, кто ранее уже принял в свою семью ребенка-сироту, а теперь планирует усыновить или взять под опеку еще одного. Официально зафиксирован перечень обязательных тем, которые Школа приемных родителей должна осветить.
Это возрастные периоды развития ребенка, привязанность и ее нарушения, особенности детей-сирот, психологические травмы, период адаптации в семье, отношения с кровными родственниками приемных детей, юридические аспекты усыновления и опеки, базовые медицинские знания о детях и многое другое. Специалисты ШПР всегда рекомендуют учиться очно. Причем обязательно вместе с супругом.
В чем заключается организация работы по сопровождению замещающих семей?
Сопровождение замещающих семей ведется:
- по плану сопровождения;
- по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
- по ситуации.
Услуга осуществляется на основании заявления о сопровождении. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальный план сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание заявления о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.
Какие методы и формы работы использует курирующий специалист по сопровождению приемной семьи?
В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:
- сбор информации о семье;
- выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
- профилактические беседы;
- социально-психологическое диагностирование;
- консультации;
- информирование по проблеме;
- обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
- подготовка заключений и рекомендаций;
- организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
- проведение тематических встреч замещающих родителей;
- организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
- мониторинг развития ребенка в семье;
- психолого-медико-педагогический консилиум.
При сопровождении семей учитываются следующие принципы:
- Рекомендательный характер консультаций специалистов.
- Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
- Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
- Конфиденциальность.
Обязательно ли проходить школу приемных родителей?
Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан. Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя. Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.