часть его пути в качестве спутника или провожатого»
Иногда по разным причинам невозможно сохранить для ребенка кровную семью, поэтому такое большое внимание уделяется развитию замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.
Цель деятельности отделения: подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Осуществление комплекса мер, направленных на оказание социально – правовой, психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- Повышение уровня компетенции замещающих родителей в вопросах воспитания, физического, психического и нравственного развития приемного ребенка;
- Оказание содействия в установлении морально-психологического климата в семье, укреплении взаимоотношений между приемными родителями, опекунами(попечителями) и их подопечными;
- Своевременное оказание профессиональной психолого-педагогической помощи для предотвращения кризисных ситуаций в замещающей семье;
- Своевременное оказание профессиональной психолого-педагогической помощи в разрешении проблем в замещающих семьях, имеющих трудности на этапе адаптации детей в замещающей семье;
- Профилактика случаев возврата ребенка из замещающей семьи;
- Выпуск информационных материалов для ознакомления населения о деятельности отделения.

1. Информационная работа (подбор граждан в замещающие родители):
Информированность общественности о социальных проблемах, а также поддержка населения являются немаловажными для успешной работы учреждения в области защиты и устройства детей. Освещение проблемы жизнеустройства требует широкого оповещения общественности по этому вопросу.
Информационно-просветительская работа отделения сопровождения замещающих семей включает в себя два вида деятельности: информирование и просвещение
Информирование – предназначено для первичного освещения всего спектра вопросов содействия семейным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Форма работы: статьи в газетах, выступление по местному телевидению, распространение рекламно-информационных буклетов в местах массового присутствия населения, акции.Просветительская работа – создание специально организованного процесса изучения теоретического и практического материала по проблеме принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Форма работы: Занятия с потенциальными замещающими родителями в «Школе приемных родителей», семинары, информационно-просветительские встречи с сотрудниками организаций города и района.



Школа приемных родителей – это уникальное мероприятие, где приемные родители, с помощью специалистов Центра постигают тонкости и особенности в общении с детьми, учатся успешно преодолевать сложные и конфликтные ситуации, узнают много нового и полезного о воспитании детей, а также, что особенно важно – знакомятся друг с другом, понимают, что со своими проблемами они, отнюдь, не одиноки, что есть люди, всегда готовые оказать помощь и поддержку.
Замещающая семья – это, прежде всего, семья профессионально и грамотно воспитывающая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Главной целью замещающих семей является создание оптимальных, комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации ребенка в семейной обстановке. Замещающим родителям необходимо быть готовыми к определенным трудностям в процессе адаптации ребенка к новым социальным условиям. Важно, чтобы они обладали наиболее полными сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, которых они хотят взять на воспитание, особенностях их характера, причинах проблемного поведения. Это позволит им адекватно оценить свои силы, знания и моральную готовность, которые необходимы при воспитании ребенка-сироты.
Работа Школы приемных родителей осуществляется согласно Приказу министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 191-мпр от 09.09.2013 г. Утвержденная программа в соответствии с данным приказом рассчитана на 53 академических часа.
На основании решения протокола заседания расширенной Коллегии министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 05 марта 2020 г. №1, внесено изменение в содержательную программу Школы приемных родителей. Включены дополнительные модули, разработанные на базе ОГБУ ДПО «Учебно-методический центр развития социального обслуживания», ОГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска»:
- Модуль 1. «Семьи, воспитывающие сиблингов-сирот»;
- Модуль 2. «Семьи, воспитывающие подростков-сирот»;
- Модуль 3. «Семьи, воспитывающие детей-сирот с ОВЗ»;
- Модуль 4. «Жизненная стратегия приемного ребенка».
При включении дополнительных модулей учебно-тематический план расширился до 70 академических часов.
Формы обучения: очная, выездная ШПР в отдаленные территории.
Формы работы:
- - ролевые игры;
- - тренинги;
- - практические задачи;
- - групповые дискуссии;
- - квесты;
- - задания для самостоятельной работы;
- - кинозанятия;
- - мозговой штурм;
- - консультации, лекции.
Группы потенциальных приемных родителей формируются с учетом разделения их по подгруппам на основании индивидуальных особенностей детей (подростковый возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.д.) Также в обучение привлекаются граждане, совместно проживающие с кандидатом.
Продолжительность занятий не менее 2,5-3 часов.
По результатам обучения, слушателям Школы приемных родителей, успешно прошедшим итоговую аттестацию в форме группового или индивидуального собеседования, не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения лично выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее – свидетельство), по форме, утвержденной Приказом № 623.
На основании анализа документов, результатов структурированного/полуструктурированного интервью и проведенной диагностики, составляется заключение о психологической готовности/неготовности кандидата стать приемным родителем.
Свидетельство о прохождении курсов ШПР и психологическое заключение выдается кандидату в течение трех дней, с момента завершения обучения, копии вышеуказанных документов передаются в органы опеки и попечительства.
Учебно-тематический план Школы приемных родителей
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
№ п/п | Темы | Количество часов | Форма контроля | |||
Всего | в том числе | |||||
теория | семинары- тренинги | собеседование | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 4 | 2 | 2 | Структу-рирован-ное ин-тервью | |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей (с привлечением граждан, совместно проживающих с кандидатом, медицинского работника) | 4 | 1 | 3 | ||
3 | Этапы развития ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития. (с привлечением медицинского работника) | 5 | 1 | 4 | ||
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 5 | 1 | 4 | ||
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (с привлечением действующих опекунов, граждан, совместно проживающих с кандидатом.) | 6 | 2 | 4 | ||
7 | «Трудное» поведение приемного ребенка (воровство, ложь, зависимое поведение, самовольные уходы, суициды) навыки управления «трудным» поведением ребенка (с привлечением специалистов субъектов системы профилактики, граждан, совместно проживающих с кандидатом.) | 6 | 1 | 5 | ||
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (с привлечением медицинского работника) | 5 | 2 | 3 | ||
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка (с привлечением медицинского работника) | 3 | 1 | 2 | ||
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (с привлечением юрисконсульта) | 2 | 2 | |||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (с привлечением специалиста отдела опеки и попечительства) | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Модуль «Воспитание сиблингов-сирот в семье» | 4 | 2 | 2 | ||
14 | Модуль «Воспитание подростков-сирот в семье» | 6 | 3 | 3 | ||
15 | Модуль «Воспитание ребенка – сироты с ОВЗ в семье» (с привлечением специалиста отделения сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, медицинского работника) | 5 | 2 | 3 | ||
16 | Модуль «Жизненная стратегия приемного ребенка» | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (с привлечением специалиста отдела опеки и попечительства) | 2 | 2 | |||
18 | Итоговая аттестация | 1 | 1 | |||
Всего часов | 70 | 24 | 43 | 3 |
Понедельник, Среда, Пятница:
- I группа начало занятий – 10.30
- II группа начало занятий – 15.00


- Целевые группы: замещающие семьи (опекунские, приемные)
- Основной целью сопровождения семьи является создание условий для сохранения целостности замещающей семьи и профилактика возврата ребенка в организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Формирование у несовершеннолетних представления о семье, создание позитивного образа родителя.
- Подготовка ребенка к переходу в новую семью.
Клуб приемных родителей

- Оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской консультативной помощи замещающим родителям.
- Круглые столы по обмену опытом замещающих семей.
- Участие в мероприятиях, конкурсах, семинарах, лекциях для приемных родителей.
- Заседания Клуба проходят один раз в два месяца.
ФИО работника | Занимаемая должность | Образование | Стаж работы в учреждении (лет) | Участие в курсах повышения квалификации, семинарах, форумах, конференциях / прохождение профессиональной переподготовки |
Кузитенко Любовь Леонидовна | заведующий отделением | высшее | 20,2 | 1. КПК "Социальная работа с семьей и детьми", 2008 г. |
2.семинар "Подготовка и психолого-педагогическое сопровождение лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка", 2013 г. | ||||
3. КПК "Профилактика социального сиротства и сопровождение замещающей семьи", 2014 г. | ||||
4. КПК "Эффективные технологии сопровождения замещающих семей", 2015 г. | ||||
5. семинар "Психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители", 2016 г. | ||||
6. КПК "Социальное сопровождение принимающих семей", 2016 г. | ||||
7. ПП "Менеджмент в сфере социальной защиты населения", 2019 г. | ||||
8. КПК "Деятельность организаций для детей-сирот: нормативно-правовой и организационный компоненты", 2020 г. | ||||
9. КПК "Организация работы отделений сопровождения замещающих семей", 2020 г. | ||||
10. семинар: особенности подросткового возраста и трудности социальной адаптации подростков, 2021 г. | ||||
11. Повышение квалификации специалистов субъектов РФ в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства над несовершеннолетними, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей "ПрофОпека", 2021 г. | ||||
12. КПК "Организация работы психолога с замещающими родителями", 2021 г. | ||||
Петрова Ольга Юрьевна | педагог-психолог | высшее | 10,3 | 1. семинар "Профилактика суицидов", 2016 г. |
2. семинар "Организационно-методическое сопровождение деятельности по устройсту детей, оставшихся без попечения родителей", 2016 г. | ||||
3. участие в научно-практической конференции педагогов-психологов образовательных организаций и психолого-педагогических служб Иркутской области, посвященной 20-летию со дня основания службы в муниципальном образовании "Нижнеудинский район" "современные тенденции развития службы практической психологии в МО "Нижнеудинский район", 2017 г. | ||||
4. участие в профессиональной стажировочной площадке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: организация социального сопрвождения замещающих семей в первый год с момента принятия ребенка в семью в целях его успешной адаптации - стажировочная площадка, 2018 г. | ||||
5. вебинар: психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, 2019 г. | ||||
6. вебинар: социально-психологические особенности и проблемы замещающих семей, 2019 г. | ||||
7.ПП "Педагогическое образование: педагог-психолог", 2019 г. | ||||
8. семинар: требования к организации деятельности "Школы приемных родителей" и отделений сопровождения замещающих семей, 2020 г. | ||||
9. КПК "Управление эмоциями для эфективной работы с детьми", 2020 г. | ||||
10. КПК "Служба Медиации в учреждениях для детей. Организационные и содержательные основы", 2020 г. | ||||
11. КПК "Предупреждение и разрешение конфликтов с родителями учащихся. Медиативные технологии педагогу", 2020 г. | ||||
12. КПК "Организация работы психолога с замещающими родителями", 2021 г. | ||||
13. КПК "Деятельность психолога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 2021 г. | ||||
14. КПК "Выявление случаев жестокого обращения с детьми и организация психолого-педагогической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению", 2022 г. | ||||
Дергачева Виктория Сергеевна | специалист по социальной работе | среднее профессиональное | 0,1 | 1. ПП "Социальная работа", 2022 г. |
2. КПК "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях", 2022 г. | ||||
Павленко Людмила Николаевна | педагог-психолог | высшее | 2,6 | 1. КПК "Профилактика социально-негативных явлений в среде несовершеннолетних (суициды, жестокое обращение, беспризорность и правонарушения)", 2019 г. |
2. КПК "Управление эмоциями для эфективной работы с детьми", 2020 г. | ||||
3. КПК "Служба Медиации в учреждениях для детей. Организационные и содержательные основы", 2020 г. | ||||
4. КПК "Предупреждение и разрешение конфликтов с родителями учащихся. Медиативные технологии педагогу", 2020 г. | ||||
5. КПК "Организация работы психолога с замещающими родителями", 2021 г. | ||||
6. семинар: работа психолога с ребенком ТЖС, 2021 г. | ||||
7. КПК "Организация работы отделений сопровождения замещающих семей", 2021 г. | ||||
8. КПК "Консультирование по системе кросс-коучинг. Технология работы с родителями для исправления проблемного поведения детей, подростков, школьников", 2022 г. | ||||
Ефремченко Кристина Андреевна | специалист по социальной работе | высшее | 0,1 | КПК "Медиативные технологии в семейной сфере", 2018 г. |

г. Нижнеудинск, ул.Октябрьская 1-2
(здание Эй-Би Маркет), 3 этаж,
Отделение сопровождения замещающих семей, каб. №5
Тел.: 8(984)-276-22-34
e-mail: oszs5@mail.ru
Режим работы отделения:
Понедельник-пятница с 09:00 до 18:00
Перерыв на обед с 13:00 до 14:00